КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКА
Войти на сайт | Регистрация
УДК 65.014
Сервисно-ориентированная модель ИТ-службы крупной организации
Зеленков Юрий Александрович, канд. физ.-мат. наук, директор по информационным технологиям, ОАО «НПО «Сатурн», yuri.zelenkov@npo-saturn.ru
Аннотация
Рассматривается модель ИТ-службы, обеспечивающей непрерывное развитие и поддержку корпоративной информационной системы (ИС). Предложена модель ИС, описывающая ее как сеть взаимодействующих друг с другом инфраструктурных сервисов, сервисов поддержки бизнес-приложений и бизнес-процессов. Рассмотрен общий процесс согласованного развития всех сервисов, предложены модели процессов инкрементального развития и значительного изменения ИС. Установлено, что в общем случае организация ИТ-службы, ориентированной на предоставление сервисов, может включать следующие структурные единицы: группы развития сервисов, реализующие процессы изменений; группу развития корпоративной информационной платформы (или несколько таких групп, если не удается ограничиться использованием только одной платформы); комитет по стратегическому развитию ИС и ИТ в организации.
Ключевые слова
корпоративная информационная система, разработка и эксплуатация информационных систем, организация ИТ-службы
Литература
1. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2007. – 286 с.

2. Минцберг, Г. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куин, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

3. Ciborra, C. The labyrinths of information / C. Ciborra. – New York: Oxford University Press, 2004. – 212 p.

4. Elbanna, A. Rigid technology and improvised implementation: The case of ERP systems / A. Elbanna // Bricolage, Care and Information. Claudio Ciborra’s Legacy in Information Systems Research. – New York: Palgrave Macmillan, 2009. – P. 327–347.

5. Зеленков, Ю.А. О согласовании ИТ и бизнеса / Ю.А. Зеленков // IT Менеджер. – 2012. – № 9. – С. 16–20; № 10. – С. 32–34.

6. Зеленков, Ю.А. О стратегическом планировании развития информационных технологий в корпорации / Ю.А. Зеленков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Вычислительная математика и информатика». – 2012. – Вып. 1, № 46 (305). – С.73–87.

7. Зеленков, Ю. А. Об измерении эффективности бизнес-процессов и поддерживающих их информационных систем / Ю.А. Зеленков // Управление большими системами / ИПУ РАН. – 2013. – Вып. 41. – С. 146–161.

8. Зеленков, Ю.А. Адаптивность корпоративных информационных систем / Ю.А. Зеленков // Вестник РГАТУ им. П.А. Соловьева. – 2012. – № 2 (23). – С. 161–168.

9. ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1–99. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основные термины. – Минск: Гос. ком. по стандартизации Респ. Беларусь, 2000. – 40 с.

10. Lyytinen, K. Explaining information systems change: a punctuated socio-technical change model / K. Lyytinen, M. Newman // European Journal of Information Systems. – 2008. – No. 17. – P. 589–613.

11. Leavitt, H.J. Applied organization change in industry: structural, technical, and human approaches / S. Cooper, H. Leavitt, K. Shelly (Eds.) // New perspectives in organizational research – Chichester, UK: Wiley, 1964. – P. 55–71.

12. Uram, M. Services are the language and building blocks of an agile enterprise / M. Uram, B. Stephenson // The agile enterprise: reinventing your organization for success in an on demand world / N. Pal, D.C. Pantaleo (Eds.). – New York: Springer – 2005. – P. 49–86.

13. Sitter, L. U. From complex organizations with simple jobs to simple organizations with complex jobs / L.U. Sitter, J.F. Hertog, B. Dankbaar // Human Relations. – 1997. – 50 (5). – P. 497–536.
Источник
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2013. - Том 13, №3. – C. 37-45.